Директор венского музея трамваев Хельмут Портеле познакомился с обновленной петербургской экспозицией
В Музее городского электрического транспорта побывал директор одного из крупнейших хранилищ электротранспорта в мире Хельмут Портеле. Основанный им в Вене трамвайный музей насчитывает 127 исторических вагонов. Коллекционер осмотрел экспозицию петербургского музея, которую в этом году пополнили новые экспонаты, среди них - недавно отреставрированная грузовая платформа и вагон-заводской буксир по прозвищу «Хозяин». А также попробовал себя и в роли водителя одного из самых старых трамваев нашего города - вагона МС-1 №1877: этому «долгожителю» более 85 лет.
Следующий год станет юбилейным для венского трамвайного музея. Одной из самых известных достопримечательностей австрийской столицы исполнится 50 лет. Накануне праздничной даты его директор и основатель Хельмут Портеле посетил Петербург, который считает своим вторым родным городом. В таком трепетном отношении к Северной столице немаловажную роль играет Музей городского электрического транспорта, за его судьбой венский коллекционер наблюдает уже десятки лет: «Я люблю этот музей, и вижу, как он развивается, замечаю его прогресс. Я видел что-то в 1988 году, когда экспонаты находились ещё в разных местах, а теперь я вижу, что сделано здесь. Это, действительно, очень хороший и интересный музей. Мне здесь очень нравится», - рассказал Хельмут Портеле.
Гостю из Вены представилась уникальная возможность попробовать себя в роли водителя исторического вагона МС. Трамваи такой модели – одни из самых старых, представленных в экспозиции: они возили пассажиров в начале XX века и были свидетелями развития трамвайного движения в нашем городе. В конце встречи Хельмут Портеле поделился впечатлениями от экскурсии и рассказал о музее Вены.
Фрагмент интервью с Хельмутом Портеле
Почти за полвека Вами была собрана уникальная коллекция техники, а сам музей представляет собой одно из крупнейших хранилищ электрического транспорта в мире. Каждый экспонат в коллекции – это, можно сказать, Ваш ребёнок, каждый бесценен для Вас. Но наверняка есть несколько самых любимых. Потому что они, возможно, играют особую роль в Вашей жизни, судьбе, как-то связаны с Вашей биографией, историей семьи…
Мне очень трудно сказать. Потому что для меня обычно каждый последний трамвай, который только что прошёл реконструкцию, очень дорог, близок мне. И как Вы уже сказали, они все – мои дети. Я, действительно, не могу выбрать. Не могу сказать.
А если на минуту представить, что Вам бы пришлось переехать в другой город, а с собой на память можно было бы взять только один экспонат из музея.
Я никогда не заберу ни один трамвай из Вены, потому что я основывал этот музей для Вены, а не для себя. Поэтому я бы ничего не взял с собой, я бы оставил их там. И я всё равно бы возвращался обратно в Вену, где бы мне ни пришлось жить и работать.
Тогда просто поделитесь историей одного из экспонатов венского музея. Например, в экспозиции петербургского музея в этом году появилась грузовая платформа 23-го года выпуска, которую в 50-х годах переоборудовали в прицепной вагон поливомоечного поезда. Представлены ли у вас грузовые трамваи?
У нас в Вене тоже есть грузовой трамвай с любопытной историей. Поначалу он развозил воду в специальной цистерне, чтобы мыть улицы. Затем, в двадцатые годы, его стали использовать для перевозки бензина для новых автобусов. Спустя какое-то время он понадобился для других целей: в нём стали возить пиво. А после этого – ещё и молоко. В общей сложности этот трамвай работал в городе с 1883 по 1999 год.
В венском музее есть любопытный экспонат, известный всему миру как «счастливый» - благодаря своему № 777…
777-ой – это один из самых старых трамваев в коллекции и, да, он очень известный. Этот трамвай также называют аквариумом. Потому что у него появилось остекление кабины, защищающее от дождя или снега, а до этого стекол не было. Это его родной номер, присвоенный для эксплуатации, мы не гнались за конкретным номером, нам нужен был подлинный трамвай.
Что в Петербургском музее представляет для Вас наибольший интерес? Может быть, здесь у Вас есть любимый экспонат?
Для меня самое интересное – каждый год наблюдать, что нового появилось в экспозиции, как движется процесс реставрации. Сравнивать, как выглядела техника до восстановления (конечно, не очень привлекательно), и какой красивой она стала после.
C полной версией можно ознакомиться на сайте СПб ГУП "Горэлектротранс"