Живой трамвай блокадного Ленинграда
8 декабря 1941 года – особая дата в истории Ленинграда и Петербурга, в истории электрического транспорта нашего города. В этот день в осаждённом Ленинграде было прервано трамвайное движение. На эту вынужденную меру, как писал начальник Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда в годы войны Михаил Сорока, пришлось пойти, чтобы продолжали работу заводы, чтобы выпекался хлеб, чтобы действовали госпитали и связь. Трамваи вернулись на улицы города 4 месяца спустя, 15 апреля 1942 года.
Электрический транспорт сыграл в истории осаждённого Ленинграда особую роль. А остановку трамвайного движения ленинградцы восприняли как личное горе. В великом документе-памятнике – «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича – есть такие строки: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше – трамвайным временем, автобусным, - а шагами. Иногда количеством шагов».
Застывшие, занесённые снегом трамваи на долгих 4 месяца стали привычной частью пейзажа блокадного Ленинграда. Эту страшную картину до сих пор помнит кондуктор трамвайного парка №1 Валентин Григорьевич Кузьминский.
«Идём с мамой в «железнодорожный» магазин, к которому были прикреплены наши карточки – располагался он напротив нынешней станции метро «Пушкинская», слева к нему теперь пристроен «Макдоналдс». И вдруг на Загородном проспекте вижу силуэт ни то комода, застрявшего в трамвайных путях, ни то какое-то сказочное животное сгруппировалось, приготовившись к прыжку, да зацепилось за рельсы. Им оказался трамвайный вагон, который «не добежал» до своего парка – отключили электричество. А за дело взялись метели и морозы и превратили его в сугроб. Однако от обычного сугроба он отличался тем, что когда его освещало солнышко, он начинал светиться изнутри. И это зрелище прямо завораживало».
На улицы Ленинграда пассажирский трамвай вернулся 15 апреля 1942 года. При его виде, заслышав его долгожданные звонки, ленинградцы вставали на колени, плакали и крестились. Память о тех событиях до сих пор хранят свидетели блокадных дней, ныне – экспонаты Музея городского электрического транспорта. Это легендарные вагоны МС и знаменитые «американки», а также грузовой трамвайный поезд ГМу, пополнивший в честь 70-летия Великой Победы экспозицию музея.
Сегодня петербуржцы с особым чувством вспоминают подвиг работников предприятия, чьим трудом и героизмом удалось возобновить в осаждённом Ленинграде трамвайное движение. Трамваи военной эпохи не только разделили с ленинградцами тяготы войны и блокады, но и помогли городу выстоять и победить.