В Общественной палате РФ обсудили охрану памятников культуры
Сотрудники Музея городского электрического транспорта приняли участие в круглом столе «Значение Пакта Рериха и Знамени Мира в современной культуре», который состоялся на неделе в Общественной палате Российской Федерации. Встреча специалистов в области культуры была приурочена к годовщине подписания Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Широкой общественности документ известен как Пакт Рериха.
Идея разработки одноимённого договора принадлежит российскому художнику, археологу, философу и яркому общественному деятелю Николаю Рериху. В качестве отличительного флага для обозначения памятников в случае военной угрозы им было предложено Знамя мира с изображением красной окружности с тремя кругами в середине на белом фоне. Графический знак символизирует прошлое, настоящее и будущее - в кольце вечности; религию, искусство и науку - в кольце культуры. Пакт Рериха, подписанный 15 апреля 1935 года, стал первым в истории международным договором о защите культурного наследия задолго до появления ЮНЕСКО.
С докладом на круглом столе выступила заместитель директора Музея городского электрического транспорта Юлия Спиридонова. Она отметила интересное совпадение дат двух важных исторических событий, произошедших с разницей в 7 лет: «День подписания Пакта Рериха - 15 апреля - сегодня широко отмечается как День культуры во многих странах, в том числе и в России. Для жителей Санкт-Петербурга, особенно ветеранов, 15 апреля — это еще один значимый праздник. В этот день в 1942 году было восстановлено пассажирское трамвайное движение в блокадном Ленинграде. Звон трамваев подарил горожанам надежду на победу и возвращение к мирной жизни. Совпадение дат этих важных праздников глубоко символично».
Пакт был подготовлен не только серьезной идейной, но и широкой практической деятельностью Рериха в реставрации и музейном деле. Николай Рерих в течение своей жизни принимал активное участие в работе более 15 музеев: в Санкт-Петербурге, Париже, Праге, Нью-Йорке, Риге, Брюгге, долине Кулу в Индии.
Представляя деятельность Музея городского электрического транспорта Юлия Спиридонова рассказала, что хранилище ретротехники знакомит посетителей с уникальной коллекцией трамваев и троллейбусов разных лет. С самого начала существования музея сформировалось активное волонтерское движение. В то же время Николай Рерих считается пионером волонтерского движения в музейной сфере. Такой вид сотрудничества музея с заинтересованной общественностью – «Общество друзей музея» - общественный деятель предложил для Музея в Нью-Йорке в 1920-е годы.
Также на круглом столе была затронута тема преемственности идей Николая Рериха в сегодняшнем развитии хранилища уникальной ретротехники. Так, у Рериха отчётливо просматриваются замыслы будущих концепций интегрированного музея. К настоящему времени петербургский Музей городского электрического транспорта подготовил прочный фундамент для следующего этапа развития. Он предполагает наряду с популяризацией электротранспорта и повышением культуры пользования трамваями и троллейбусами ещё и расширение культурных функций самого музея - до масштаба поликультурного центра.