31 января – 125 лет ледовому трамваю Санкт-Петербурга
Посетители Музея городского электрического транспорта могут познакомиться с масштабным макетом ледового трамвая – уникальной транспортной системы, существовавшей в Санкт-Петербурге полтора десятилетия, на рубеже XIX-XX веков. Авторы работы – любители транспорта Михаил Блескин и художник Мария Фомина – создали её на основе фотографии Карла Буллы «Электроперевоз у Зимнего дворца». Ледовый трамвай был запущен в Санкт-Петербурге 31 января (дата по старому стилю – 19 января) 1895 года.
Хотя история электрического трамвая начинается в Санкт-Петербурге, где он был изобретён в 1880 году инженером Фёдором Апполоновичем Пироцким, наладить регулярное движение нового вида транспорта не удавалось почти три десятилетия. Причина – в монопольном праве владельцев конных железных дорог на перевозку по улицам столицы Российской Империи. Своеобразный выход был найден в 1895 году, когда Общество финляндского лёгкого пароходства проложило по льду замёрзшей Невы линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской и Суворовскую площадь с Выборгской стороной. В тёплое время года эти направления обслуживали паромы.
«Зимние» трамваи перевозили до 900 тысяч пассажиров за сезон. Проезд стоил три копейки, а дети ехали с родителями бесплатно. Трамвайные вагоны получали питание от контактой сети, которая крепилась на деревянных столбах. Сами же опоры были вморожены в лёд. За время эксплуатации линий на Неве серьёзных аварий и провалов под лёд не случалось ни разу. Ледовые трамваи даже успели поработать три сезона параллельно с «сухопутным» электрическим трамваем, начавшим в 1907 году работу на петербургских улицах.
Подробнее об уникальной транспортной системе читайте на сайте петербургского Горэлектротранса