«Ночь музеев» онлайн: цветовая палитра трамвайного Петербурга
Самоизоляция не повод пропускать традиционный майский выходной, посвященный музейным прогулкам. Музей городского электрического транспорта предлагает присоединиться к знаменитой акции «Ночь музеев» в виртуальном пространстве. Мы публикуем уникальные фотоматериалы разных лет, после изучения которых вы сможете изготовить аутентичные модели легендарных трамваев города на Неве. В этом также поможет наша инструкция к «мастер-классу по моделированию» в домашних условиях.
Тема «Ночи музеев», объединяющая всех участников 2020 года – «Символы». Жизнь большого, быстро растущего города изменчива. Исчезают и появляются новые детали, дома, площади, общественные пространства. Вместе с ними меняется и общественный транспорт, который неизменно встречается на фотографиях города и становится… приметой времени. Благодаря характерному, яркому облику трамваев и троллейбусов можно безошибочно датировать тот или иной снимок.
Городской электрический транспорт за более чем вековую историю менял не только модельный ряд, но и цветовую палитру, а самое главное – всегда оставался одним из неизменных символов Петербурга-Ленинграда. Цветовые схемы трамваев и троллейбусов зависели от модели вагона, моды и временного периода. Существовали стандартные заводские схемы, а также индивидуальные – в каждом парке. Схемы изменялись со временем, но, как правило, основная цветовая гамма оставалась неизменной.
«Палитра» трамвайных вагонов моделей МС (слайд 1) и ЛМ-68М (слайды 2, 3)
«Бреш» (Brush) (1907-1931 гг.)
Первые вагоны для столицы Российской Империи закупались в Англии на заводе «Brush» (хотя электрический трамвай был изобретён именно в Санкт-Петербурге). Они-то и открывали в 1907 году трамвайное движение в нашем городе. Символично, что первые электрические трамваи выходили в рейс из Василеостровского трамвайного парка, часть территории которого в наши дни занимает Музей городского электрического транспорта. Менялся герб города, упрощались мелкие детали, но в целом схема окраски оставалась неизменной (схема окраски трамвайных вагонов Первой очереди и Второй очереди была аналогичной вагонам "Бреш").
МС (Моторный стальной) (1927-1968 гг.)
Первые ленинградские вагоны со стальным каркасом выпускались на заводе «Красный путиловец» (ныне – Кировский завод). Пассажиров в нашем городе они возили вплоть до 1968 года (41 год). Такие вагоны наряду с ЛМ-33 вошли в историю как блокадные или фронтовые трамваи. И "Бреш", и МС красились примерно одинаково.
ЛМ-33 («Американка») (1933-1979 гг.)
Трамваи, спроектированные в Ленинграде после знакомства с американским опытом, отличались большим размером и наличием центральной двери. В историю «Американка» вошла как самый любимый ленинградский трамвай, а также как трамвай-долгожитель: ЛМ-33 эксплуатировались более 45 лет. За время своей очень долгой эксплуатации вагоны претерпевали множество изменений, в том числе и внешних. До войны эти вагоны имели несколько иной внешний вид и другую схем раскраски, с цветной полосой под окнами. И лишь в 70-х годах, в самом конце эксплуатации, вагоны, работавшие в трамвайном парке Кировского района, стали красить сине-зелёный цвет.
1933-1941 гг, |
1940-е - 1960-е гг. |
1970-1979 гг., окончание эксплуатации |
1970-1979 гг., окончание эксплуатации |
ЛМ-47 и ЛМ-49 («Слон») (1949-1983 гг.)
За немалый вес, округлые формы и цвет слоновой кости в схеме окраски кузова пассажиры прозвали эти трамваи «Слонами». Прозвище вагоны унаследовали от модели ЛМ-47 (схожей визуально) за немалый вес, округлые формы и цвет слоновой кости в окраске кузова. Вагоны в основном работали в составе поездов. Трамваи первых выпусков часто имели по два двигателя вместо четырех и работали по одиночке (зелёный вариант расцветки). Так же наряду с зелёной существовала аналогичная красно-жёлтая схема. С годами схема окраски сильно упростилась. Кстати говоря, цветовая гамма трамвайного парка Кировского района отличилась сине-зелёным цветовым решением.
1950-е гг. |
1960-е - нач. 1970-х гг. |
1970-е - 1983 гг., окончание эксплуатации |
1970-е - 1983 гг., окончание эксплуатации |
ЛМ-57 («Стиляга») (1957-1987 гг.)
Трамваи нового поколения отличались округлыми формами и повышенной комфортностью: в салоне и кабине появились отопление и штатные мягкие сиденья. Трамвай казался непривычно «элегантным», за что горожане прозвали его ласково «Стилягой». Еще одна причина броского прозвища – как правило на маршрут выходили одиночные вагоны, что до этого было нехарактерно для трамвайного движения. Все вагоны, ещё при выпуске с завода красились в красно-жёлтую, сине-жёлтую и зелёно-жёлтую схему. Более поздние схемы окрасок, как правило, после капитального ремонта, были проще, но общее цветовое решение сохранялось.
ЛМ-68 («Аквариум») (1968-1988 гг.)
Своё прозвище «Аквариумы» получили за прозрачные скосы крыши, которые делали салон светлым и обзорным. Чаще всего эти вагоны ходили двух -, а то и трехвагонными поездами, что по достоинству смогли оценить жители ленинградских новостроек, где транспортная проблема ощущалась особенно остро. Именно с 1970-х годов стали появляться собственные цветовые решения окраски вагонов в разных трамвайных парках.
1968 - нач. 1980-х гг. |
1968 - нач. 1980-х гг. |
1980-е - 1988 гг., окончание эксплуатации
ЛМ-68М («Машка»)
Один из самых массовых трамваев Ленинграда был разработан в 1973 году. Модернизированная версия вагона ЛМ-68 своё прозвище получила за литеру «М» в наименовании: М – «Машка». Новенькие вагоны ЛМ-68М, выходившие из ворот завода, в разные времена окрашивались по-разному.
Заводская окраска 1973-1975 гг. |
Заводская окраска 2-я пол. 1970-х гг. |
Заводская окраска 1980-е гг.
Будучи распределёнными по разным трамвайным паркам, будучи распределенными по разным паркам, вагоны перекрашивались в уникальные схемы раскраски этих парков, которые сохранялись и после капитального ремонта.
Т/п №1 (им. Коняшина), 1980-е гг. |
|
Т/п №2 (им. Леонова), 1980-е гг. |
Т/п №2 (им. Леонова), конец 90-х - нач. 2000-х |
Т/п №3 (им. Блохина), 1980-е гг. |
Т/п №3 (им. Блохина), 80-е - 90-е гг. |
Т/п №4 (им. Смирнова), 80-е гг. |
Т/п №4 (им. Смирнова), 1990-2000-е гг. |
Т/п №5 (им. Калинина), 1980-1990-е гг. |
Т/п №5 (им. Калинина), 2000-е гг. |
Т/п №5 (им. Калинина), 2000-е гг. |
Т/п №5 (им. Калинина), 2000-е гг. |
Т/п №6 (им. Скороходова), 1980-е гг. |
Т/п №6 (им. Скороходова), 1990-2000-е гг. |
Т/п №7 (им. Володарского), 1990-е гг. |
Т/п №7 (им. Володарского), 2000-е гг. |
Т/п №7 (им. Володарского), 2000-2010-е гг. |
Т/п №7 (им. Володарского), 2010-е гг. |
Т/п №8 (Кировского р-на), 1980-2000-е гг. |
|
Т/п №9 (им. Котлякова), 1980-е гг. |
Т/п №9 (им. Котлякова), 1990-е гг. |
КТМ-5М3 (1982-2007 гг.)
Вагоны, выпущенные на Усть-Катавском заводе - КТМ-5М3, начали появляться в 1983 году и работали, в основном, на севере города. Так как большую часть времени своей эксплуатации они находились в одном парке, то и схема у них отличилась не сильно.
Заводской вариант окраски |
Окраска к. 80-х - н. 90-х |
Окраска в 1990-е гг.
ЛВС-86 (1986 г. - н.в.)
В 80–90-е годы XX века на ВАРЗе активно выпускались сочлененные вагоны, самым крупносерийным из которых стал ЛВС-86. Эти вагоны до сих пор составляют большую часть трамвайного парка Санкт-Петербурга. Само собой, учитывая массовость вагона, он получил разнообразное цветографическое оформление, что можно увидеть и в наши дни.
Заводская окраска 1987 - конец 1990-х гг.
Окраска "лиговская" (с 2007 г.) |
Окраска "матрас" (c 2003 г.) |
Окраска "володарская" (прим. с 2010-х) |
Окраска "володарская" (прим. с 2010-х) |
Окраска примерно с середины 2010-х гг. |
ЛВС-97 (1997 г. - н.в.)
Сочленённый двухсекционный трамвай, созданный в конце 90-х гг. В настоящее время, красятся аналогично ЛВС-86 (см. выше).
Заводская окраска 1997 г. - начало 2000-х
ЛМ-99 («Кузнечик»)
Своё прозвище получил за заводской яркий зелёный окрас. Впоследствии вагоны были перекрашены в более привычные для Петербурга цвета.
Заводская окраска 1999 - начало 2000-х гг.
Окраска до конца 2000-х гг. |
Современный вариант окраски |
ЛМ-99АВ/ЛМ-99АВН («Пчёлка»)
Модернизированная версия ЛМ-99 с более обтекаемыми формами и низкопольной задней площадкой
Заводская окраска 2006-2010 гг.
Современная окраска
В материале использованы фотографии
из архива Музея городского электрического транспорта:
H.Oerlemans, M.Taplin, R.Groote, R.Leichsenring, А.Оландер,
В.Валдин, А.Максимов, О.Соколов, С.Мурашов, А.Бараш,
Д.Деревянкин, В.Степанов, А.Шанин, М.Блескин, М.Фомина